лeдeNEц, 6000 - это явное преувеличение. Наличие разночтений - это нормальное явление в жизни любого древнего рукописного текста, прошедшего через эпоху гонений и уничтожений. Текст распространялся в жестких условиях в различных общинах христиан, разбросанных по всей огромной Римской Империи.
Все разночтения выявлены, собраны и публикуются в т. н. критических изданиях Нового Завета. Они касаются как правило второстепенных деталей и никаким образом не искажают основных положений христианской веры, не затемняют ту идею, которую хотел донести до людей Господь Бог.
Вот небольшой фрагмент из книги "Свидетельства текстов Нового Завета", автор Ф. Ф. Брюс - английский протестантский ученый, специалист по экзегезе НЗ. Он учился в Кембридже. В 30—50-х гг. преподавал в различных университетахтах библ. историю, новозав. экзегезу и критику:
"Исследование разнообразных свидетельств старых рукописей и цитат древних авторов связано с подходом, известным как текстовой критицизм. Это самое важное и интересное ответвление науки, задачей которой является нахождение наиболее точного ответа на поставленный вопрос. Она основывается на имеющихся в ее распоряжении подлинных словах текста. На основании эксперимента было установлено, что трудно при копировании не сделать ни единой ошибки, вне зависимости от того, насколько велик копируемый отрывок. Когда же в наши руки попадают такие исторические документы, копированные тысячи раз, как тексты Нового Завета, то поражает тот факт, что в них ошибок скорее нет, чем есть. И это несмотря на то, что в тексте, переписанном столько раз, возможность ошибки невероятно возрастает.
Хотя огромное количество рукописей и является предпосылкой увеличения письменных ошибок, но они (т. е. ошибки), к счастью, возрастают пропорционально со средствами их исправления, так что можно с уверенностью развеять все сомнения, касающиеся точности соответствия копии изначальному тексту. Иные толкования, с которыми не согласны критики текстов Нового Завета, затрагивают несущественные вопросы исторических фактов или христианской религии и обычаев." (конец цитаты)
лeдeNEц, я был немного невнимателен и принял твой разговор с sofer-ом о Торе за разговор о Новом Завете. Да и тема именно о нем. Так что с Ветхозаветных книг плавно перешли на Новозаветные
Kopнилий, seclub.org/forum/goto/10472760/ - именно эта цифра называется в исследованиях библеистов и я ее взял не с потолка. С прочим согласен, но, согласись, отношение к Библии /Торе, Корану и т.п./ как к древнему историческому источнику и отношение, как к слову бога /со всеми вытекающими/ - это разные вещи..
Например, в новозаветном контексте "слово Божие" означает радостную весть о приближении Царства Небес, о том, что сделал для этого Бог и что необходимо сделать человеку, чтобы в это царство попасть. А кто как к этому отосится - это уже вопрос веры. Кто-то с радостью принимает слово и следует ему, кто-то отвергает со всеми вытекающими отсюда последствиями.
4 мар 2010 в 02:46