учёный-ассириолог Н.Никольский в книге "Древний Вавилон": "И о Вавилонии и о вавилонских царях, об Ассирии и ассирийских царях у европейцев составилось понятие почти исключительно на основании библейских рассказов. Ассирияне казались жестокими, кровожадными завоевателями, пьющими человеческую кровь, чуть ли не людоедами... Не было и мысли о том, чтобы эти бичи могли быть высококультурными народами и даже учителями греков и римлян". assyr.narod.ru/Article_2.html
Ассирийский язык унаследован нашими древними предками от арамейского языка, который смешался с древним языком наших предков - аккадским. До этого ассирийцы пользовались клинописью, которая медленно, но настойчиво вытеснялась более прогрессивными аккадским и арамейским языками. Арамейцы, будучи в военно-политическом плане подчинены ассирийкой империи, полностью растворились в ассирийской среде, так и не оставив после себя признаков государственности, но послужили всем семитским народам носителями современной культуры общения.
Ассирийский язык прошел несколько стадий развития -от старого арамейского (10-8столетие до новой эры) до современного ассирийского языка (3 - 7 ст. нашей эры). В это же время произошло разделение современного ассирийского языка на Западный и Восточный диалекты. Евреи и сиро-палестинцы приняли Западный диалект, Ассирия и Вавилон - Восточный. К 8-ому столетию до новой эры это был главный язык от Египта и Малой Азии к Пакистану. Кроме Ассирии и Вавилона, он использовался, в Западной Персии (Урмийский регион).
Палестина перешла с иврита на арамейский язык к 5 веку до н.э. В 7-ом столетии н.э. началась пора арабского владычества. Арабы переняли арамейский язык, но сильно видоизменили его, и к 14-ому столетию нашей эры арабский вытеснил арамейский язык из официального оборота среди мусульманского населения. Однако, христиане Междуречья (позднее Ирака), Ирана, Сирии, Турции и Ливана сохраняли арамейский язык внутри страны, как литургический язык и язык ученых.
Выдающийся арамеист и арабист, профессор Франц Розенталь, так высказался о роли арамейского языка (а не арамейских племен!): "История арамейского языка представляет триумф человеческого духа, воплощенного в слове... Арамейский язык завоевал огромные империи, и когда они исчезли и были погружены в могильники истории, этот язык сохранился и продолжал жить собственной жизнью... Это был главный инструмент для формулировки религиозных идей на Ближнем Востоке, которые тогда распространялись во всех направлениях по всему миру".
"История и этнография ассирийцев". Приведем выдержку из нее. "В IX в. до н.э. арамейские кочевые племена осели в северной Месопотамии вплоть до Балиха и образовали царство Бит-Адини, царство Саммаль, Падам-Арам. На юге Сирии арамейцы создали другие государства - Арам Дамасский, Арам-Соба, Арам Бет-Пахаб. В Арам Дамасский арамейцы пришли из Месопотамии. Ассирийский царь Ашшурнасирпал (885-860г.г. до н.э.) предпринял ряд войн против царств, брал арамейцев в плен, использовал их в войсках и затем через Сирию атаковал Египет. Вместе с ассирийской экспансией распространялся и арамейский язык. Другой ассирийский царь Тиглатпаласар Ш (745-729 гг. до н.э.)
начал осуществлять новую политику - политику планомерных и массовых депортаций военнопленных и покоренного населения, главным образом арамейского населения, что привело к непредвиденным последствиям - слиянию ассиро-вавилонского языка и арамейского.
Расселение пленных арамейцев в Ассирии и Вавилонии способствовало в тоже время внедрению их языка в быт ассирийцев, и арамейский язык, наряду с разговорным, стал вторым официальным языком Ассирии.
Сначала в деловых документах Ассирии делали приписки - резюме на арамейском, а в конце УШ в. -начале УП в. до н.э. арамейский язык занял приоритетное место в Ассирии. После падения Ассирии в 605 г. до н.э. и Вавилона в 539-г. ассирийцы и вавилоняне постепенно слились с арамейцами
9 сен 2010 в 18:06