"..И злой дух от Бога напал на Саула, и он сидел в доме своем" /1 Сам. 19 :9 /; "И вот, теперь попустил Господь духа лживого в уста всех сих пророков твоих" /1 Цар. 22 :23/. Таким образом, Сатана пока что выступает как карающая рука Бога, его темная, гневная сторона. Дьявол действует как один из Божьих слуг и вред, который он приносит людям, является неотъемлемой частью божественного замысла. Думается, что изменения в демонологической системе иудаизма, поставившие Сатану на принципиально новое место, произошли главным образом через общение этой религии с зороастризмом и религиозными верованиями Междуречья. Без фигуры персидского бога зла Аримана и детально разработанного демонологического учения вавилонян и ассирийцев концепт демонического начала
вряд ли мог занять то важное место, которое позволило ему присутствовать в религиозном мировоззрении христианства и перейти как положение веры в ислам. Большинство авторов, которые занимались изучением, как иудаизма, так и демонологии вообще /Сандулов, Токарев, Зелигман/, указывают на наличие многочисленных заимствований из иных религиозных учений, особенно зороастризма. Как и в авраамических системах, творцом мира в зороастризме выступает благой бог Ор, бог Ормузд (Ахура- Мазда). Во главе зороастрийского пантеона стоят шесть Амеше-Спента, "бессмертных святых". Зло в материальный космос приносит Ариман. В противовес добрым божествам, творениям Ахура- Мазды, он создает дэвов (даэва), т.е. злых демонов. Главные помощники Аримана - шесть верховных демонов, персонификации сил хаоса,
отступничества, гордыни, разрушения, тления и гнева. Обратим внимание, что в зороастризме Ариман - не просто злой дух, он олицетворение мирового зла и является равным богу добра. Итак, влияние зороастризма состоит в том, что после вавилонского пленения ( 598- 582 до н.э.), когда евреи познакомились с этой религиозно системой, образ Сатаны под влиянием фигуры Аримана приобретает более самостоятельный характер и более отождествляется со злом как таковым, что нашло выражение в поздних книгах Старого Завета и в особенности в апокрифической традиции. Именно Аримана можно соотнести с поздним образом Сатаны. Не менее важными для формирования демонологических представлений иудаизма оказались контакты древнего Израиля с религиозными системами
Ассиро-Вавилонии. Религии Древней Месопотамии, как и зороастризм, характеризуются очень развитой демонологией. Как представляется, политеистические религии Междуречья повлияли в большей мере не на развитие образа дьявола как вселенского зла, но инициировали появление отдельных верований в демонологии и ангелологии иудаизма /представления о конкретных злых духах, их имена, природу, происхождение/. В качестве примера упомянутых влияний обратимся к фигуре демона известного как Астарот. Астарот - демонологическое переосмысление богини Иштар (в Финикии - Астарта). В иудо- христианской традиции этот демон олицетворял разврат и был связан с учениями о суккубах и инкубах /нематериальные существа женского и мужского пола, которые, согласно верованиям многих религий,
стремились вступить в сексуальный контакт с людьми. В большинстве культур это явление расценивается негативно/. Наиболее известный суккуб - Лилит - также был заимствован иудеями из аккадских и ассиро-вавилонских верований. Установив эти наиболее общие моменты в эволюции образа Дьявола, перейдем теперь к сопоставлению основных позиций демонологии. Рассмотрим вопрос происхождения демонов. Видимо, что и в так называемом библейском иудаизме, и в иудаизме талмудического периода (нач. I в. до н.э.) нет сколько-нибудь стройной и общепринятой теории касательно происхождения демонов. Согласно талмудическим текстам, демоны были созданы Иеговой в пятницу вечером, и поскольку наступал Саббат, Богу не хватило времени закончить свои творения, поэтому они не
имеют плоти. Некоторые из демонов появились после неудачного строительства Вавилонской башни, когда часть мятежных строителей была превращена в злых духов. Книга Еноха представляет демонов как непокорных ангелов, которые, воспылав любовью к дочерям земли, нарушили установленный божеством порядок. Каббалисты связывают существование демонов с последней из десяти ступеней "левой стороны", то есть изнанки Божественной сути. Таким образом, в целом в иудаизме демоны и Сатана /Самаэль/ выступают по сути злыми ангелами, которых Бог использует в качестве исполнителей наказания, смерти, и как экзекуторов в аду. Талмудическое предание о создании злых духов непосредственно Богом свидетельствует, что для иудейской традиции, в общем, характерно стремление вписАть демонов
в сотворенный Божеством пантеон, в котором они выполняют необходимые для функционирования мира функции. Здесь необходимо заметить, что большинство христианских мыслителей рассматривают дьявола как нечто по сути чуждое мирозданию. Так, согласно мнению Григория Великого, разделяемому многими позднейшими богословами, онтологически дьявол существует в близости к полному небытию. Центральный персонаж исламской демонологии - Иблис, мусульманский Сатана. Как предполагается, название "Иблис" происходит от греческого diabolos, Мухаммад, вероятно, узнал об этом слове от христиан, говоривших на арамейском. Для обозначения этой персонификации зла в Коране обычно используется слово "шайтан". Так же как и в иудаизме и христианстве,
инициатором грехопадения среди сотворенных существ является Иблис. Согласно Корану, Аллах приказал Иблису поклониться Адаму, но тот отказался и за это был проклят Всевышним. Наряду с этим вариантом в исламской традиции существуют и другие, призванные прояснить вопрос о происхождении Иблиса. В соответствии с одним из них, Бог назначил Иблиса повелителем джиннов на земле. Последний чрезмерно возгордился и на протяжении тысячи лет сеял вражду среди джиннов. Аллах решил уничтожить его огнем, но он спасся и после этого случая старательно служил Богу. Согласно иной версии, сатана носил имя Азазил и родился в аду. После многих молитв Аллаху тот принял его в рай и поставил старшим над ангелами. Впоследствии он был изгнан из рая за отказ поклонится Адаму. Как видим, Иблис не был создан злым и пал по собственной воле,
/если подобное высказывание согласуется с учением о предопределении/. Однако в исламе существует положение, согласно которому бытие сатаны и таким образом - бытие зла имеет некий глубинный смысл, т.е. Аллах порешил, что для мира лучше, если в нем существует сатана (зло). "Создание сатаны, - пишет современный теолог аль- Ашкар, - демонстрирует полную способность Аллаха создавать противоположности... такие как небеса и земля... добро и зло и т.д.". В отличии от большей части Ветхого Завета, где злые духи пребывают на службе Бога, новозаветный дьявол и его демоны находятся в выраженной оппозиции к нему. Если в иудейской и в исламской системах сатана выступает лишь обвинителем и искусителем человека, который, однако, всегда подчинен божественной воле
и является орудием закрытого от человеческого разумения высшего Провидения, то в христианстве преобладает взгляд на дьявола как на носителя всеобщего злого начала в мироздании, врага и соперника Бога. Такой взгляд прослеживается и в учении о происхождении злых духов. Наиболее распространенная точка зрения трактует демонов как бывших ангелов, сброшенных с небес в результате небесной войны. В иудаизме это учение выражено слабо. В отличие от иудаизма, христианство выстраивает драматический миф, который отображает космологический и этический дуализм: борьбу духов света против духов зла и мрака. Хотя в трех авраамических религиях демоны выступают как злые духи, в некоторой степени противящиеся Богу и ненавидящие людей, при более детальном исследовании,
в концепциях сущности и роли демонических созданий обнаруживаются немаловажные различия. Например, хотя и христианство и иудейская религия рассматривают злых духов как ангелов по своей природе, во второй "ангельский" статус демонов выражен намного больше. Так, сатана отождествляется с ангелом смерти, который исполняет Божий приказ разъединить душу и тело. В талмудическом иудаизме Асмодей, другой князь демонов, поднимается на небо и изучает Талмуд вместе с ангелами. Большинство же мусульманских богословов вообще не признает демонов (шайтанов) ангелами по природе. Оригинальность исламского вероучения состоит в частности в том, что в данной религии полагаются три разновидности мыслящих сотворенных существ: ангелы, джинны и люди.
Далее, хотя все демоны (шайтаны) суть джинны, не все джины считаются шайтанами. Среди джиннов, так же как и среди людей есть верные Аллаху и те, которые отступили от него. Джинны могут исповедовать разные религии - есть джинны- христиане, джинны-мусульмане и т.д. Различия наблюдаются и в учении о свободе воли касательно демонов/ангелов. В целом иудаизм отрицает учение о свободе воле ангелов, и, соответственно - демонов. Если в христианстве именно бунт Люцифера внес зло в изначальный замысел - "сначала дьявол согрешил" - и создал предпосылки для грехопадения людей, то в иудаизме акценты расставлены по другому. Поскольку ангелы лишены свободы воли, они не должны нести ответственности за зло. Все действия демонических существ
23 авг 2010 в 17:21